Блог (новости, статьи)

Мокомокаи - сушеные головы Маори

post 44 1 mokomokai

В культуре племён Маори, татуировки носили все без исключения. Нательную живопись запрещалось иметь только рабам. Человек без татуировки в культуре коренных племён Новой Зеландии не стоил ничего! Они обозначались словами моко или та-моко. А ещё, в маорийском языке есть такое слово, как мокомокаи. Оно означает традицию отрезать мёртвому человеку, имевшему на лице татуировку, голову, высушивать её, а затем хранить, как семейную реликвию. Несколько варварский для современного человека обычай, но несущий в себе вполне благородный посыл – сохранить память о своих предках.
С первых дней как европейцы вторглись на земли, которые тысячи лет принадлежали племенам Маори, сушёные головы мокомокаи стали едва ли не главным предметом торговли в Новой Зеландии. Аборигены с радостью выменивали семейные реликвии на огнестрельное оружие, которое затем использовали в междоусобных войнах.

post 44 2 mokomokai

В 1860-х годах в английской колониальной армии служил один офицер, имя его было Горацио Гордон Робли. Прибыв в Новую Зеландию, он влюбился в эту страну и увлёкся её историей. Он был очень талантливым иллюстратором, а одной из страстей, которая целиком его поглотила, стало изучение культуры татуировки местных жителей. По сей день считается, что впервые изданная в 1896 году, книга Моко: Татуировка Маори, является одной из лучших в данной области. Не смотря на введённый запрет в отношении торговли сушёными головами, Горацио Гордон Робли сумел собрать впечатляющую коллекцию мокомокаи, которая насчитывала более 40 объектов.

post 44 3 mokomokai
В конце XX века правительство Новой Зеландии, развернуло компанию, цель которой была вернуть на родину разбросанные по всему свету мокомокаи. Однако музеи мира и частные коллекционеры безрадостно восприняли эту инициативу. Хотя и нельзя сказать, что она оказалась провальной. Сотни мокомокаи вернулись на историческую родину и теперь хранятся в государственном музее Новой Зеландии. Подчёркивается, что они лишь хранятся, а не выставляются для всеобщего обозрения.

Источник: http://funtattoo.ru


История выживания традиционной Самоанской татуировки

post 43 samoan tattoo

 

В 1860 году позапрошлого века один из вождей Самоа, архипелага расположенного в южной части Тихого Океана, тяжело заболел. Ему пришлось обратиться за медицинской помощью в христианскую миссию. Вождя принял священник из Шотландии по имени Джордж Арчибальд Ланди. Он проявил истинное христианское великодушие и в обмен на спасение жизни вождя потребовал, что бы тот отказался от своих языческих верований. Можно сказать, что методом угроз и шантажа организовал ему еще и спасение души.

Вождь проявил великую мудрость: он согласился выполнить требование шотландца, однако было выставлено встречное условие. Вождь прилюдно пообещает придать забвению языческих богов, но только после того, как его сын пройдет многодневный ритуал, в ходе которого на его теле появится племенная татуировка Самоа. Так и произошло.

Считается, что благодаря этой истории и выжили традиционные татуировки Самоа, не смотря на яростное желание христиан уничтожить все то, что жило на этой земле многие тысячи лет до их вторжения. Очевидно, что традиция татуировки являлась наиболее ненавистным культурным аспектом для тех, кто явился на острова Океании непрошеными гостями.
Миссионеры написали письмо в Ватикан с просьбой разрешить практику племенной татуировки

Справедливости ради, надо упомянуть и о другом случае, который был связан с христианскими миссионерами и татуировками Самоа. В 1845 году лидеры последних написали письмо в Ватикан. В этом письме они просили разрешить практику татуировок среди обращенных в новую религию, поскольку в данной традиции не усматривалось религиозного подтекста, что по утверждению историков было ошибкой. В результате, в наши дни на Самоа бывает так, что христианский священник по всем церковным правилам благословляет тех, кто собирается нанести на себя традиционную племенную татуировку.
Официальная политика государств Океании признает татуировку культурным наследием

Без какого либо насилия и шантажа, сегодня традиционная татуировки Океании распространяются по всему миру. Они находят отклик в сердцах представителей других культур, которые живут живут за многие тысячи миль от затерянных в Тихом Океане островов. А коренные жители тех мест решили возродить то, что некогда было почти уничтожено христианами. Причем речь не идет об единичных активистах. Официальная политика государств Океании признает татуировку культурным наследием. Живым подтверждением этому является офицер новозеландских ВМС по имени Равири Барриболл, которому традиционная татуировка на лице никак не мешает носить офицерское звание.

Источник: http://funtattoo.ru


Та-Моко

post 42 ta moko

Фото Джимми Нельсона (английского фотографа-путешественника).

Та-Моко – традиционная татуировка Маори. Наверное, это самая запоминающаяся традиция коренных жителей Новой Зеландии: украшать своё лицо и тело искусными орнаментами.
В результате войн с колонизаторами, а так же из-за болезней, которые были завезены в Новую Зеландию вместе с европейскими ценностями, на момент конца XIX века численность Маори сократилась до 40000. Но со временем число представителей коренной национальности начало расти. Сегодня численность Маори оценивается в 650000.
Все путешественники, которые впервые знакомились с Маори, отмечали, что это очень находчивый и смелый народ, с весьма озорным чувством юмора. Маори были достаточно долго оторваны от всего остального мира и поэтому у них развились свойственные только им язык, искусство и жизненная философия.